AAAAA A A А x

К 80-летию битвы за Москву Росгвардия рассказывает про бронепоезд, экипаж которого спас подмосковный Дмитров

Среди малоизвестных фактов в истории обороны столицы войсками НКВД - боевой путь отдельного бронепоезда    N73 по охране железнодорожных сооружений войск НКВД СССР под командованием старшего лейтенанта Фёдора Дмитриевича Малышева.
 28 и 29 ноября 1941 года экипаж бронепоезда  героически сражался на берегу канала Москва-Волга с наступавшими на Москву гитлеровцами .  Благодаря этому был сорван план неприятеля по молниеносному захвату города Дмитров, а орудия и пулемёты бронепоезда защищали город вплоть до подхода подкреплений и намертво остановили врага, не позволив ему двинутся по Дмитровскому шоссе на столицу.

Бои за Дмитров по праву следует считать одним из поворотных моментов в битве за Москву. Захватившие накануне город Яхрому, шоссейный мост через канал Москва-Волга и даже переправившиеся частью сил ночью 28 ноября на восточный берег канала, у города Дмитров, гитлеровцы не смогли продвинуться ни на шаг. Именно на этих рубежах начался их разгром в ходе последовавшего в декабре 1941 года контрнаступления советской армии под Москвой.

 Послевоенные мемуары дважды Героя Советского Союза генерала армии Д.Д. Лелюшенко, командовавшего в то время 30-й армией во всей полноте передают драматизм ситуации, сложившейся после переправы германских войск через канал: «Рассвет застал нас в Дмитрове. В городе было пустынно. Наших войск нет, только трехорудийная зенитная батарея стоит на площади возле церкви, неизвестно, кому подчинена. А южнее го­рода, уже на восточном берегу канала Москва — Волга, слышна частая стрельба танковых орудий… Критическое положение! Противник вот-вот ворвется в Дмитров, а здесь штаб ар­мии, и войск нет. И тут, на наше счастье, на линии желез­ной дороги Яхрома — Дмитров появился бронепоезд. Он с ходу вел огонь. Маши­нист то резко бросал его вперед, то так же стремительно уводил назад. Когда бро­непоезд подошел ближе, мы с начальником связи подполковником А. Остренко подбе­жали к нему. Вскочив на подножку, я постучал по баш­не. В броне зияли две свежие пробоины и несколько вмятин. Люк открылся, в нем показался человек в кожаной тужурке, ка­кие ранее носили командиры-танкисты, но без знаков различия, лицо его было испач­кано мазутом.

Командир бронепоезда № 73 капитан Малышев, — представился он. — Веду бой, уничтожил восемь танков… Единоборство бронепоезда с 20 танка­ми! Редчайший случай.

Точно «Варяг» против японской эс­кадры! — вполголоса сказал Остренко».

В канонический текст воспоминаний генерала Лелюшенко здесь следует внести одну важную поправку: на момент боя Ф.Д. Малышев был ещё не капитаном, а старшим лейтенантом.

Исторические документы свидетельствуют, что после получения известия о появлении гитлеровцев на восточном берегу канала Москва-Волга с приказом остановить прорвавшиеся танки был направлен бронепоезд войск НКВД, погрузивший в качестве десанта пехотную роту РККА.

Иных сил в округе не оказалось.

В течение трёх часов бронепоезд вёл бой (четыре 76-мм орудия, 13 пулемётов «Максим», 8 пулемётов Дегтярёва) с открытой позиции, после чего отошёл в укрытие на железнодорожной станции Дмитров. Утром следующего дня (29 ноября), пополнив боеприпасы на станции Вербилки, он снова вернулся к Дмитрову и продолжил сражаться. Вскоре неприятельским огнём был сожжён его паровоз, разбиты командирская рубка, одна из орудийных башен, корпус получил множество пробоин (по исследованиям дмитровского краеведа В.С. Карасёва). Были убиты двое и ранены пятнадцать членов его экипажа. Однако обездвиженный чекистский бронепоезд не покинул поле боя, а продолжал стрельбу по врагу, выигрывая время до подхода советских войск (1-й ударной армии), которые впоследствии отбросили врага за канал.

Стреляющий, но неподвижный бронепоезд был очень уязвим для врага, однако ему на помощь пришли железнодорожники со станции Дмитров: машинист А.В. Доронин и его товарищи И.В. Мирошниченко и И.И. Лавров, которые привели на место боя новый паровоз, и, подцепив его к бронепоезду, вывели его из-под огня.

За этот бой многие члены экипажа, а также дмитровские железнодорожники, в том числе машинист А.В. Доронин и двадцатилетняя стрелочница М.Т. Литневская (Барсученко), под огнём бесстрашно переводившая стрелки на железной дороге и обеспечившая маневренность бронепоезда, были удостоены высоких правительственных наград, а сам бронепоезд был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейших битвах Великой Отечественной войны он именовался уже Краснознамённым (принял участие в обороне Сталинграда).

Имя одного из погибших членов экипажа бронепоезда № 73, бывшего московского метростроевца, командира отделения пулемётчиков сержанта Николая. Фомичёва, удостоенного посмертно ордена Красного Знамени, сегодня носит одна из улиц подмосковного г. Дмитрова.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ